Музей имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке (Roerich Museum)
- центральное американское рериховское учреждение в 1924-35 гг., координировавшее работу не только в Нью-Йорке и США, но и в
других странах. Так, Н.К. называл музеи и залы его картин в Париже,
Белграде, Риге и Бенаресе отделами Музея, что, к счастью, не было
слишком узаконено, и эти фонды были спасены от темного ограбления. В
1949 г. был создан преемник - Nicholas Roerich Museum, действующий и поныне. В коллекции музея было собрано более тысячи картин Н.К.,
которые он привозил или присылал из Сиккима, Ладака, Монголии и Кулу
до 1934 г. 23.11.1924 был открыт "зал Елены Рерих" - картин Н.К. из
личной коллекции Е.И. Музей был объявлен даром американскому народу,
и 24.7.1929 директора подписали такую декларацию. Н.К. расценивал его
как музей русской культуры. В Музее (изначально не сводимом только к выставочным залам)) до 1935 г. работали все американские рериховские учреждения.
Был инкорпорирован 17.11.1923, открыт для
публики 24.3.1924, с фондом в 315 картин Н.К., - в Указанном месте на Риверсайд Драйв, 310, пересечение с 103 Street, в трехэтажном здании, где тогда уже находились Институт (Школа) Объединенных Искусств и Центр "Корона Мунди". Здание Л. Хорш купил 8.3.1923, 8.10.1923 уже начался учебный год в Школе.
Фонд картин быстро возрастал, расширялись и
другие учреждения, поэтому было построено (закладка первого камня
состоялась 24.3.1929) и 17.10.1929 открыто новое 29-этажное здание
Музея - Master Building, Дом Мастера (архитектор Гарви В. Корбетт /
Harvey Wiley Corbett). Имелся в виду "Мастер" Мориа; инициалы Музея
"M. R." по сути означали "Morya Rex" - "Владыка Мориа".
"Построение дома Моего сулит взрыв внимания. Учитель первый раз
после долгих веков получает дом в самой оживленной стране. Не
решались люди на такие размеры" (Дн-4.2.29). Переезд Учреждений в
новый дом начался еще в августе (например, Институт 26.8.1929). Работали театр, залы для проведения
лекций и концертов, для показа фильмов, для экспозиций, комнаты для
библиотек (в том числе тибетской, Tibetan Hall, с единственным в США
собранием священных книг Тибета Канджуром и Танджуром), для научных
коллекций института "Урусвати" и т.д. 5.12.1929 было открыто
Святилище. Много комнат было отдано организациям не "узко"
рериховским, например, обществам и центрам, посвященным Спинозе, Св.
Франциску, Шекспиру, Оригену, Китайскому и Персидскому Обществам,
Лиге Нового Человечества, Клубу Юных Идеалистов, Ассоциации Ценителей
Мысли, Академии Творческих Искусств, Центру Юных Музыкантов и др.
Собирался фонд Американского музея. Часть этажей была отведена под
жилые квартиры и студии людям творческих профессий, с низкой оплатой
и правом бесплатного посещения мероприятий.
Крупнейшие подразделения Музея:
Master Institute - Институт Объединенных Искусств
(см).
Corona Mundi - Корона Мунди (см.).
Roerich Museum Press - Издательство Музея Рериха:
издание книг (например, о подвижниках), открыток, репродукций,
буклетов и т.д. Выходные данные могли быть: New Era Library.
Agni Yoga Publication - Издательство Агни-Йоги и
Комитет по Издательству Агни-Йоги: перевод на английский и выпуск в
свет исключительно книг Учения. В 1944 г. возродилось как Agni Press
(была также неудачная попытка в марте 1937).
Urusvati, Himalayan Research Institute - Институт
"Урусвати" (см.).
American Society of Friends of the Roerich
Museum, позднее Roerich Society - Общество Друзей Музея Рериха, или
Общество Рериха. Основано было в Нью-Йорке в 1926 г. Выпускало
альманах Archer (4 выпуска за 1927-9 гг.). Подобных Обществ возникло
к 1935 г. около 80 в городах США и в других странах. Высшая цель -
культурное единение народов. Е.И. Рерих рассматривала их как
потенциальные ядра Всемирной Лиги Культуры. В них обычно входили
секции национальных культур (в Нью-Йорке, например, - французская,
финская, скандинавская, немецкая, славянская, японская, колумбийская,
южноафриканская, английская, "Сибирская группа" (см.)), знакомящие
общественность с искусством и литературой народов. Как секции, можно
рассматривать и дружественные организации типа выше перечисленных
Обществ (Оригена и др.) при Нью-Йоркском Музее, а также Общества
единения женщин (Women's Unity). Впрочем, на секционной иерархии не настаивалось, и
названия варьировались: "Общества друзей Музея", "Общества имени
Рериха" и т.п., или же они имели особые названия, но
объявлялись примкнувшими.
Помимо администрации, существовали Совет Trustees
(попечителей) и Комитет Музея (начал работу 30.4.1934).
Великий финансовый кризис с самого начала создал проблемы с выплатой долгов за строительство, и в 1932-4 гг. кредиторы (бондхолдеры) вели судебные дела. 27.12.1934 была закончена процедура банкротства без ликвидации (удалось перезанять для уплаты самым настойчивым кредиторам), 23.2.1935 завершены все формальности, и здание было переоформлено на Мастер-Институт. Но в 1935 г., когда рериховцам удалось отстоять здание, музей был захвачен уже "изнутри" - Л. Хоршем (Леви) и его соучастниками, а в 1940 г. суд признал его личным имуществом Леви. С 28.1.1936 действовал, без оформления, Комитет Защиты. Постепенно
деятельность учреждений сворачивалась, картины находились в заточении
в подвале или распродавались. Сохранившие верность рериховцы
действовали уже вне здания. Учреждение было
переименовано Леви в Музей Риверсайд и в 1947 г., по словам Ю.Н.
Рериха, закрыто, однако, фигурировало и позднее.
Нынешний пятиэтажный дом для музея (319 West 107
Street) был приобретен Боллингом (см.) лишь в 1949 г. (сотрудники
перевезли фонд в октябре). Здание Боллинг уступил К. Кемпбелл,
которая затем передала его в собственность самого музея.
Постепенно был собран большой фонд (более 700 произведений Н.К. и около 60 С.Н. Рериха) - возвращенное из музеев Рериха в Брюгге и Париже,
выставка из аргентинского музея, а также дары от различных музеев США
и от частных лиц, в первую очередь от самих сотрудников. Собран и
богатый архив, которым, а также консультациями
сотрудников, пользуются рериховские и иные культурные организации и исследователи всего мира. Проводились также выставки современных художников (с 1995
г. этот зал тоже был отдан произведениям Н.К.), устраиваются
бесплатные концерты и поэтические вечера и конкурсы. Музей существует
на добровольные пожертвования. Продолжается издательская деятельность. Работает Общество Агни-Йоги.